Алеся Данилова: «Места особо в квартире не было, мы по глупости попробовали поставить лампу в комнату, где у нас живет ребенок. Продержались только один вечер, потому что при входе в эту комнату мгновенно начинали болеть глаза».
Забрасывать эксперимент с грядкой не хотелось, лампу переставили в другую комнату, посадили под нее редиску.
Алеся Данилова: «Находиться в этой комнате было невозможно, потому что от лампы сильное тепло шло, она достаточно быстро нагревалась, плюс этот дикий малиновый оттенок».
Лампа продолжила раздражать Алесю, а редис и вовсе не пророс. От подсветки она в итоге отказалась. Другую похожую фитолампу программа «Чудо техники» протестировала вместе с научным сотрудником Ботанического сада МГУ Ольгой Мироновой. Одна фиалка росла под обычным, белым светом, другая — под розовым. Спустя месяц на обеих полках появились цветы, но под фитолампой растения явно выглядели хуже. В чем же дело?
Какой свет любят растения?
Комбинацию синего и красного света, которую профессионалы еще называют «марганцовкой», действительно применяют в тепличных хозяйствах и оранжереях. Но агрономы хорошо знают, что эффект это дает в основном на этапе прорастания из почвы. Чтобы растения развивались дальше, были здоровыми и приносили плоды, нужен свет других спектров — в идеале как у солнца, а это все цвета радуги.
Ольга Миронова, научный сотрудник Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород»: «В природе нет ничего лишнего. Чем шире спектр, чем больше он у вас, тем вы можете получить лучшие результаты».
Сейчас среди любителей выращивать под лампами розовый уже не в такой моде, популярность набирает белый. Эффект достигается добавлением к синим и красным диодам еще зеленого. В том, что это имеет смысл, уверен кандидат технических наук Владислав Терехов. Вместе с командой он уже несколько лет изучает влияние света на разные культуры.
Владислав Терехов, кандидат технических наук, член-корреспондент РАЕН по отделению «Световая среда», генеральный директор научно-производственного центра: «Сегодня уже доказано, что не только красный и синий спектры влияют на рост и развитие растений, зеленый также имеет достаточно серьезное значение».
Такая лампа с более полным спектром есть на кухне у агронома Ксении Нефёдовой. Под ней растут мята, петрушка, розмарин. Это удобно, нужные пряности всегда под рукой.
Ксения Нефёдова: «Это достаточно мощная лампа — 30 ватт. Под ней растению лучше, чем под обычной лампой, но при этом мне она никакого дискомфорта не приносит, я ее могу использовать, как обычную лампу. По экономности она как обычная светодиодная лампа, копеечные затраты».
В доме есть и отдельная рассадная комната, где вместе с белыми лампами светит еще одна новинка — лампа с добавленными красными диодами, которые дают нежно-розовый оттенок. По словам Ксении, глаза тут не устают, она спокойно ухаживает за растениями.
Как вообще разный фитосвет может влиять на зрение?
Для эксперимента взяли светильник у Ксении (он стоит 8 тысяч рублей) и купили еще две популярных розовых лампы разной цены. Простая филаментная за 200 рублей напоминает обычную лампу накаливания. Снаружи прозрачная стеклянная колба, но внутри не вольфрамовая нить, а светодиоды особой конструкции, по виду напоминающие нити. Реклама гарантирует полную безопасность для глаз.
Второй образец на прищепке за 2,5 тысячи рублей, с вращающимися на 360 градусов светодиодными полосками. Здесь можно выбирать спектр и регулировать яркость. Техноблогер Алексей Надёжин все замерил и выяснил, что лампа Ксении отличалась от остальных.
Алексей Надёжин, техноблогер: «Спектр у нее совсем не такой, как у дешевых ламп. 440 нанометров — синий свет и 670 — красный. И еще есть зеленое плато, потому что там есть белые светодиоды. Интенсивность света совсем другая, здесь 10 тысяч люксов на расстоянии полуметра, то есть это в 50 раз больше, чем маленькие лампочки».
Но и в этой лампе (как и в двух других) существует так называемая «синяя опасность». Офтальмолог Наталья Анисимова не рекомендует долго находиться рядом с таким светом и тем более на него смотреть.
Наталья Анисимова, офтальмохирург, ассистент кафедры глазных болезней МГМСУ им. А. И. Евдокимова: «Синий спектр во время взаимодействия с некоторыми тканями глаза, хрусталиком либо сетчаткой, образует свободные радикалы. За счет того, что свободные радикалы разрушают клетки, нарушают метаболизм, может образовываться в хрусталике глаза катаракта, это помутнение хрусталика глаза, или некоторые дистрофические процессы дегенеративного характера в сетчатке».
К тому же синий спектр, как недавно выяснили ученые из Гарварда, подавляет высвобождение мелатонина, что приводит к нарушению сна и увеличивает риск развития ожирения и некоторых видов рака. Еще важный вопрос: почему малиновый свет так по-особому многих раздражает? Психолог Ольга Даниленко объясняет при помощи специальных карточек. Если посветить на них фитолампой полного спектра, сильного искажения цветов не будет. А вот розовые лампы дадут совсем другой результат.
Ольга Даниленко, психолог: «Наш привычный световой мир под влиянием такого освещения очень сильно изменяется, это не может не сказываться на нашем эмоциональном состоянии. В таком состоянии разный спектр. Красно-малиновый он будет восприниматься как еще дополнительный источник перенапряжения, может очень сильно раздражать».
Лампы психолог, кстати, принесла сама. Она тоже любит выращивать растения дома и лично столкнулась с этим беспокоящим эффектом, после чего, помучившись пару недель, купила себе белую с полным спектром. В целом специалисты говорят, что универсальных фитоламп не существует. Для каждого вида растений нужно выбирать свою рецептуру света.